Ведические представления о мире. Гуны, первоэлементы и доши.

Религиозные и философские представления древних индийских ученых и теологов глубоко продуманы и даже практически полезны для современного человека. Может быть, потому сегодня ученые умы Запада и Востока столь часто обращаются к древнеиндийским трактатам, как к ценному первоисточнику глубинных знаний, неискаженных позднейшими выводами и суждениями (а зачастую, и предрассудками), которые призваны не столько выявить истину и суть всех вещей и явлений, сколько послужить интересам политики и идеологического воспитания будущих поколений.

Ведическая эпоха (по неуточненным данным начавшая зарождаться в XVIII-XVII в.в. до н.э.) в своем свободном развитии взглядов и идей и по сей день продолжает давать пищу ученым и философам, удивляя глубиной мысли и проницательности древних поэтов и мудрецов.

Упомянутая ранее практическая ценность ведического наследия находит свое подтверждение и в XXI веке при изучении причин возникновения и путей эволюции мира и всей Вселенной. Согласно представлениям древних индийских ученых, в мире действуют три начала материальной природы, т.н. гуны (важно не путать с названием варварских племен «гунны», чьим вождем был известный Аттила). Гуны – это три базовых свойства природы, а именно: саттва (свет, благость), раджас (страсть, раж) и тамас (инерция, невежество). Каждая из трех гун несет особые характеристики, комбинация которых, в конечном итоге, и формирует объективный материальный мир и, в частности, самого человека. К примеру, те люди, на кого влияет раджас и тамас, связаны постоянными попытками удовлетворять свои нескончаемые желания, а находящиеся под действием тамаса, объяты ленью и сном.

На санскритском языке «гуна» означает «веревку», и если вспомнить, что веревка получается путем переплетения нитей, то аналогия дает понятие о взаимодействии гун, первородных характеристик природы, путем их множественного переплетения, в результате чего, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, они образуют весь мир вещей (субстанций).

Согласно учению Санкхьи, автором которой считается Капила (VII в. до н.э.), когда в результате действия некой первопричины гуны вышли из равновесия, начал формироваться (развертываться) материальный мир, в результате возникли пять материальных элементов (первоэлементов, или таттв) — эфир (акаша), воздух (вайю), огонь (теджас, агни), вода (апас, джала), земля (притхиви). Эти пять элементов скорее можно назвать пятью различными состояниями материи. Эфир – это пространство, из которого возникает всякая материя и где она пребывает, земля соответствует твердому состоянию материи, вода – жидкому, воздух – газообразному, огонь же символизирует способность любой субстанции изменять свое состояние. Все вещества в природе состоят из этих пяти элементов в разных комбинациях и пропорциях, а, значит, в каждом веществе может доминировать тот или иной элемент. Самый твердый элемент – это земля, самый разреженный – эфир. Эфир же характеризуется таким свойством как звук, причем под звуком понимается весь спектр вибраций: слышимый звук, инфра- и ультразвук, электромагнитные волны (видимый свет и разного рода излучения). Земля, как самый твердый элемент, пропускает самый малый спектр вибраций, в то время как эфир пропускает все возможные вибрации.

Наиболее примечательная для человека в практическом смысле представляется теория о трех дошах (вата, питта, капха) – фундаментальных физиологических принципах, которые регулируют большое множество отдельных функций ума и тела. Теория дош происходит из ведической науки врачевания (аюрведы). Доши также находятся под действием гун и характеризуются в зависимости от комбинации первоэлементов. Доша «вата», отвечающая за процессы движения (питательных веществ, кровообращения и т.д.), состоит из воздуха и эфира; доша «питта», отвечающая за нагревание и трансформацию, – из огня и воды; доша «капха», отвечающая за прочность и эластичность, – из воды и земли. Три доши в разных пропорциях трудятся в каждом человеке, от чего зависят как строение тела, так и скорость и качества всех физиологических и психических процессов, что несомненно влияет на общее здоровье и качество жизни человека. Зная соотношение дош – природное (пракрити) и текущее (викрити) – в своем организме, человек может косвенно влиять на них (посредством, например, правильно выбранного рациона питания), тем самым управляя своим самочувствием.