Многие думают, что хатха йога — это индийская гимнастика, но на самом деле, это понятие, которое прочно вошло в нашу жизнь, намного шире.
В большинстве студий йоги в современном мире занимаются хатха-йогой. Название этого направления йоги переводится с санскрита как “усиленное слияние”.
Хатха-йога представляет собой комплекс специальных физических упражнений – асан. Асаны – это позы, принимаемые человеком в процессе занятия. Дополнительно в тренировочный комплекс хатха-йоги входят пранаямы – дыхательные упражнения для приведения в тонус не только физической стороны тела, но и умственной, а также некоторые другие техники.
Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика». Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.
Когда по счастливой случайности человек однажды попадает на йогу, его первой мыслью нередко является: «И зачем себя скрючивать в эти странные позиции? Если интерес возьмет верх, то со временем появляется вкус к асанам, а главное к ощущениям в теле после их выполнения.
Каждая асана в йоге при корректном выполнении оказывает глубокое влияние одновременно на нескольких уровнях: физическом, эмоциональном и тонком плане. Мой собственный опыт и опыт многих других показывает, что при занятиях даже только асанами со временем происходят глубокие изменения. Сначала изменения видны в теле, тело становится гибче, ощущения приятными, здоровье улучшается, многие избавляются от многих хронических заболеваний. Затем начинаются изменения в сознании, улучшается настроение, происходит избавление от многих вредных привычек. Многие становятся вегетарианцами и заметьте все это происходит без усилий, естественно. Например, я на многие продукты даже не смотрю, я даже сам не заметил, как это произошло.
Йога направлена на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека. Редко кому из нас удаётся не идти на поводу у современного общества, философия которого пропагандирует потребительское отношение к жизни в целом и стремление удовлетворять каждое своё желание по максимуму. Мы зачастую живём на автомате, по сценарию, никогда не достигая обещанного счастья.
Философия древнего учения йоги, в свою очередь, предлагает осознать каждый момент жизни, увидеть причинно-следственные связи и научиться здравомыслию во всём.
Что же такое йога? В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз», «упряжка», «упражнение», «обуздание», и т. п. Впервые встречается в «Ригведе» — одной из Вед, но не в значении практики йоги, а как обозначение упряжи. В значении йоги как практики слово “йога” описано в тексте Катха-упанишады в строке 11-ой третьей главы: “Твердое владение чувствами – это считают йогой”.
Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые “йога-сутры”, изложенные Риши Патанджали. В одной из них, кстати, Риши раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога – это “процесс обуздания волнений, присущих разуму”.
Для чего это нужно? Для осознания своей собственной души или Атмана. Дело в том, что мы ошибочно отождествляем себя с телом, а не духом. Это подобно тому, когда мы смотрим кинофильм или театральную постановку, мы склонны отождествлять себя с тем, что происходит на экране или на сцене, и испытываем соответствующие эмоции: горе, радость, страх, влечение, отвращение и т.д. Хотя это всего лишь игра актеров, мы имеем склонность отождествляться с тем, что видим, и забывать, что мы просто зрители того, что происходит на сцене. Как читатель, который читает книгу настолько сливается с процессом чтения, что отождествляет себя с героями книги. Таким же образом наша душа или на санскрите «Атман», хоть и является только свидетелем того что происходит в окружающем мире, забывает свою истинную природу и отождествляется с сознанием и телом.
Для того чтобы достичь этого осознания своей души нужно практиковать раджа йогу. Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом.
Патанджали определил 3 ступени раджа-йоги: Дхарана (концентрация). Дхьяна (сосредоточение). Самадхи (Слияние). Главный элемент Раджа-йоги – это медитация.
Раджа йога и Хатха Йога глубинно взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Свами Сватмарама в своем труде «Хатха-йога-прадипика» пишет: Нельзя достичь совершенства в Раджа-йоге без Хатха-йоги и нельзя достичь успеха в Хатха-йоге без Раджа-йоги.
Теперь понятно, что йога не просто физические упражнения — это философия и образ жизни. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений. Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального. Поэтому изучение философии йоги очень важно для любого практикующего йогу.
Автор статьи – Рогозин Роман
2021
Абсолютно согласна!